Информатизация – общегосударственная задача
Интересы формируемого гражданского общества и интересы государства – национальные интересы России, которые определяют потенциал и приоритет информатизации общества. Другие, сопутствующие, обслуживающие главные интересы – интересы субъектов и объектов информационных технологий, средства массовой информации и массовой коммуникации. СМИ и МК, информационные технологии (электронные и гуманитарные) в той степени должны служить интересам государства, власти, в какой государство и власть служат интересам гражданского общества, народа. Без соблюдения этой закономерности не могут быть реализованы цели экономической, социальной политики[1]. Все необходимые данные необходимо аккумулировать и формировать по принципу баз данных и электронных библиотек, чтобы любая информация, вплоть до выступлений экспертов, ученых можно стала достоянием народа, учащейся молодежи.
Кроме того, в настоящее время формирование информационного общества опирается на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурному распространению глобальных информационных сетей, прежде всего Интернета, открывающего принципиально новые возможности международного информационного обмена. Перспективные информационные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают воздействия электронных СМИ на социально-политическую и культурную жизнь миллионов людей на всех континентах. Формирование информационного общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства. При этом Россия как субъект геополитики, государство, обладающее развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой на всем Евроазиатском пространстве России и СНГ, могла бы стать естественным мостом между Европой и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Это позволило бы ей стать ключевым звеном мирового информационного пространства.
В рамках государственной информационной политики (ГИП) должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. ГИП должна способствовать укреплению связи Центра и регионов, укрепления федерализма и целостности страны[2].
Итак, субъекты и органы власти, в первую очередь, существуют для удовлетворения потребностей граждан. Поэтому при принятии стратегических решений они должны принимать во внимание мнения, присущие большинству граждан. В силу этого реализация масштабных государственных и локальных муниципальных программ во многом зависит от уровня их поддержки широкой общественностью, общественно-политическими организациями, группами интересов, системы образования в России. Обеспечение этой поддержки - первая задача коммуникаций органов власти (government relations, GR) как специфической формы образовательной коммуникации.
Информатизация и информационное оснащение органов образования формируется в первую очередь на основе принципов информационной открытости и персонификации.
В 2013 году полностью изменены и переведены на новый качественный уровень сервисы многих Министерств и ведомств, внедрен сервис «Открытое правительство», откуда даже любой школьник может взять для изучения любую информацию.
Главной целью информатизации на современном этапе многие эксперты называют построение развитого информационного общества. Здесь трудно не согласиться с исследователем В.О. Богомоловым в том, что стратегической целью информатизации является переход к новому этапу развития России, имеющего информационную и сетевую природу, и вхождение страны в мировое информационное сообщество.
После анализа профильной литературы имеем вывод о том, что функции информатизации в нашей стране до сих пор исследовались недостаточно.
Информационные процессы продолжают выполнять традиционные функции, к которым, однако, добавились еще и новые, порожденные растущим участием граждан в разработке управленческих решений, интеграцией отдельных политических движений и организаций в межгосударственные отношения, стремлением внегосударственных организаций участвовать в решении глобальных (например, экологических) проблем[3].
Кроме того, можно выделить функции информационной политики в виде неких решаемых ею функциональных задач:
– обеспечение информационного обслуживания населения и институциональных структур гражданского общества на основе развития массового информационного обмена и массовых коммуникаций при соблюдении мер предупреждения и защиты от внутренних и внешних информационных угроз;
– информационное обеспечение деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления, включая ее обеспечение структурированной информацией о состоянии и развитии мирового сообщества путем трансграничного обмена, при соблюдении мер предупреждения и защиты от внутренних и внешних информационных угроз;
– обеспечение информационного взаимодействия гражданского общества и власти, включая государственную и местное самоуправление.
Под функциями информатизации государства понимаются действия государства, способствующие поддержанию достигнутого состояния и дальнейшему развитию информационной сферы общества и ее субъектов (то есть, всё, что способствует развитию сети коммуникаций). Антиподом функций являются дисфункциональные процессы. Функции подразделяются:
- Информационная функция состоит в постоянном производстве и моментальном распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. В качестве примера можно привести развитие как «общественной» так и «государственной» блогосферы.
В социальных сетях размещается оперативная информация о чрезвычайных ситуациях и пожарах, информация по вопросам культуры безопасности жизнедеятельности, фото- и видеоматериалы, пропагандирующие профессии пожарного и спасателя, а также разъяснения по наиболее острым и важным проблемам, обсуждаемым в блогах.
- Образовательная функция проявляется в регулярном сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.
- Функция артикуляции и интеграции выражается в том, что через масс-медиа происходит артикуляция различных общественных интересов. К примеру, единые подходы к построению официальной информации, предоставляемой в СМИ МЧС России.
- Мобилизационная функция выражается в том, что информация побуждает людей к определенным политическим действиям (или, например, к сознательному бездействию).
- Функция адекватного реагирования на иностранное информационно-психологическое воздействие и эффективного ему противодействия. Стоит заметить, что активная информационная деятельность со стороны стран Запада на население Ливии возымело свое действие. Режим М. Каддафи пал, ничего не противопоставив в информационном плане странам антиливийской коалиции.
- Гуманитарная функция выражается в создании адекватной информационной, социокультурной среды для жизнедеятельности человека, реализации им своих прав и свобод, обеспечения общественного порядка, гражданского мира и согласия.
- Функция социальной помощи гражданам. Она не является основной в информационной политике государства, но ее осуществление оказывает огромное позитивное, духовно-нравственное воздействие на общество.
На основе анализа современной учебно-методической литературы и основных тенденций можем сделать следующий вывод - основными функциями информатизации, по моему мнению, являются следующие:
1. Постоянная выработка информационных средств, адекватных гармоничному и одновременно ускоряющемуся развитию личности, общества и государства. Мировой опыт показывает, что современные технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали двигателем социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации является одной из важнейших задач государственной власти.
Приведем пример из деятельности МЧС России. В период чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, когда на портале работает «Режим ЧС» для пострадавших и их родственников, количество обращений возрастает в десятки раз и доходит до 400 000 пользователей в день, осуществляющих 1 000 000 просмотров. А эти ресурсы общедоступны для всего населения.
Постоянное внедрение в систему общественных отношений современных информационных средств и технологий. К таким системообразующим технологиям и средствам отнесём систему электронного государства, портал Госуслуги.ру[4], электронные приемные президента, губернаторов, и других должностных лиц.
Рис. 1. Портал госуслуг
К примеру, на сайте Госуслуги.ру МЧС предлагает в электронной форме услуги от «Аттестации судоводителей на право управления маломерными судами» до «Лицензирования деятельности в области пожарной безопасности», всего 10 услуг в электронном виде[5].
Регулирование взаимоотношений личности, общества и государства со стороны высшей власти во всё большей степени информационными средствами.
Дальнейшее упрощение информационных взаимоотношений между личностью, обществом и государством (под упрощением диссертант понимает сетевизацию общественных отношением и уменьшение вертикально устроенных структур в обществе).
Обеспечение личности, общественности и органов госвласти объективной информацией о состоянии и развитии социума. Для этого необходимо в нашей стране создать информационную инфраструктуру широкополосного доступа к информационным ресурсам, в т.ч. и к Интернету, на всей территории Российской Федерации. Это можно обеспечить, в том числе, с использованием механизмов частно-государственного партнерства, за счет повышения доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, через модернизацию системы телерадиовещания, создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе к государственной системе правовой информации. Реальные шаги Президента и Правительства РФ делаются постоянно в этом ключе.
6. Создание максимальных возможностей и позитивных условий для эффективных действий личности, общества и государства в информационном пространстве. К примеру, в рамках портала МЧС России есть функция «Написать письмо руководителю», «Вопрос-ответ».
Итак, еще раз подчеркнем, что субъектами информационной политики являются любые политические и социальные органы, институты, которые активно участвуют в социально-политической жизни и при этом также активно используют информационные средства. Социальные субъекты не одинаково активны и полномочны в информационной и политической сферах. К объектам информационной политики относятся не только весь социум, но также и информационно-техническая составляющая общественной сферы[6].
В связи с этим информационная политика предназначена вырабатывать информационные средства, адекватные гармоничному и одновременно ускоряющемуся развитию личности, общества и государства; внедрять в систему общественных отношений современные информационные средства; регулировать взаимоотношения в обществе во всё большей степени информационными средствами; упрощать информационные взаимоотношения в социуме; обеспечивать всех желающих объективной информацией о состоянии и развитии социума; создавать максимальные возможности и позитивные условия для эффективных действий личности, общества и государства в информационном пространстве.
[1] Субботин М.М. Использование ЭВМ при построении содержательных рассуждений. // Научно-техническая информация. Сер. 2. М., - 2009
[2] Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании». - 3-е изд., - М:.: ИЦ «Академия», 2007
[4] www.gosuslugi.ru (дата обращения: 09.11.2011).
[5] https://www.gosuslugi.ru/ru/stserv/index.php?tid=2&ssid_4=223&rid=228 (дата обращения: 11.11.2011).
[6] Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании». - 3-е изд., - М:.: ИЦ «Академия», 2007