Обзор чрезвычайных ситуаций, получивших наибольший резонанс при освещении в средствах массовой информации

11.08.2014 15:24

Современная Россия развивается в соответствии с принципами информационного общества. И если несколько десятилетий тому назад чрезвычайные ситуации (далее – ЧС) предотвращали, не привлекая внимания общественности, то на сегодняшний день подразделения МЧС России обязаны не только успешно преодолевать экстремальные, чрезвычайные и кризисные ситуации, но и объективно информировать об этом общественность, профессионально взаимодействуя со средствами массовой информации (далее – СМИ).В противном случае государственные структуры органов власти сталкиваются с рядом негативных социальных последствий.Это – негативный общественный резонанс и связанная с ним социальная напряженность, снижение уровня легитимности, а также отрицательное влияние на имидж государственной власти.Нередко общественность широко обсуждает ход ликвидации чрезвычайной ситуации и критикует действия органов государственной власти в данный период и МЧС России, в частности.В качестве примера можно привести ситуацию с аварией АПЛ «Курск», которая показала неподготовленность представителей власти с точки зрения межведомственной координации в процессе взаимодействия со СМИ.В результате общественность была возмущена пассивностью, инертностью государственных служб, отсутствием официальной информации о самом факте, причинах и последствиях аварии, что привело к снижению уровня доверия общества к государственной власти и МЧС России, в частности.

Социальные последствия чрезвычайных ситуаций негативно влияют на развитие общества и системы органов государственной власти, часто приводят к общественным кризисам и кризисам социального управления. Например, терроризм и его проявления, как один из новых для России видов чрезвычайной ситуации (по мнению ряда политических и научных деятелей России), не только напрямую угрожает жизни любого человека, но и является инструментом, способом привлечения внимания общественности к той или иной реальной или надуманной проблеме и, как следствие, вызывает особенно сильный общественный резонанс. Поэтому, теракты нередко парализуют деятельность государственных органов власти, выявляя их слабые места, и приводят к серьёзному сбою системы государственного управления.Подтверждением тому явилась ситуация с террористическим актом на Дубровке в Москве («Норд-Ост»), когда отсутствие чёткого порядка взаимодействия со СМИ в подобных случаях чуть не поставило под угрозу всю антитеррористическую операцию.После «Норд-Оста» в закон о СМИ был внесён ряд соответствующих изменений и дополнений.Теракт в г. Беслане, в свою очередь, выявил не только наличие кризиса системы информационного обеспечения общественности в чрезвычайной ситуации, но и кризис системы государственного управления в целом.

 

Однако беспрецедентная гуманитарная миссия МЧС России во время грузино-югоосетинского конфликта в 2008 году убедительно доказала, что «работа над ошибками» всеми государственными и силовыми структурами была проведена безупречно. К слову, именно тогда, еще будучи главой чрезвычайного ведомства, Сергей Шойгу объявил, что мы выполняем здесь не просто гуманитарную операцию, а осуществляем гуманитарную миссию. Он настаивал на том, что надо не просто накормить, напоить, расселить людей, предоставить им квалифицированную медицинскую помощь. Необходимо своими действиями вернуть полноценное отношение к жизни пострадавшему населению.

И тогда массированный «десант» Управления информации МЧС России (его тогда возглавляла Ирина Андрианова) со своей задачей справился в полной мере. Как в пресс-центре во Владикавказе, так и в самом Цхинвале, где непосредственно работали наши фото-, видео- и просто корреспонденты А.Пакулов, К.Давыдов, В.Смоляков, В.Иванов под руководством начальника пресс-службы ЮРЦ О.Грекова. Тогда же главный редактор журнала «Вестник МЧС России» и газеты «Спасатель» И.Тарасова выдвинула концепцию, что главный редактор ведомственных СМИ во время ЧС обязан находиться в зоне чрезвычайно ситуации. Во-первых, чтобы иметь возможность координации действий корреспондентов, а также для подготовки в дополнение к информационному материалу собственного публицистического контента. Как для ведомственных, так и для всех остальных СМИ. Находясь в непосредственном контакте со руководством Штаба объединенных сил МЧС, спасателями, военизированными частями МЧС России, была получена возможностьготовить полноценные, объективные публицистические материалы. И, главное, на местевпервые было организовано оперативное оповещение населения. По задаче, поставленной генерал-полковником В.В. Платом, возглавлявшего в Южной Осетии Объединенную группировку сил МЧС, в практически разрушенной типографии с помощью коллектива редакции газеты «Южная Осетия» был оперативно выпущен спецвыпуск газеты «Спасатель» в виде информационного бюллетеня. В нем жителям сообщались точные места расположения центров размещения гуманитарной помощи, были опубликованы телефоны руководителей республики, отвечающих каждый за свое направление. Грамотно разъяснялась деятельность МЧС России на территории республики, публиковались правительственные указы о компенсационных выплатах, их порядке и т.п. необходимая информация.

 

В 2009 году был сделан еще один шаг вперед. Пресс-центр, работавший с первого дня операции по ликвидации аварии на СШГЭС сумели в считанные часы предотвратить разраставшуюся панику, связанную со страхом населения о возможном прорыве самой плотины. Эти слухи, распространяемые по смс и в Интернете были буквально «перебиты» массированной, взвешенной, правдивой информацией наших пресс-служб.

 

Однако, обсуждая хронологию наводнения в Краснодарском крае в июле 2012 года, где погибло более 170 человек, можно также говорить о резкой критике, в частности, именно за недостаточное информирование населения в первоначальный период этого явления.  В первоначальной фазе необходимо было максимально успокоить население , сообщить о факте чрезвычайной ситуации, привлеченных силах и средствах, принижаемых мерах, тем самым снизить уровень накала общественного интереса и нарастающего негатива, однако, по ряду объективных причин активная фаза информирования пришлась на первое заседание рабочей группы Правительственной комиссии. Анализируяэтот этап в ликвидации наводнения, можно выделить и положительные, и отрицательные моменты выстраивания информационного поля  в данный период времени. Для наиболее эффективного информирования органов власти и общественности были предприняты определенные шаги и привлечены все необходимые информационные ресурсы, как внешние, так и ведомственные.

В связи с большим резонансом вокруг событий, связанных с наводнением в Краснодарском крае 7 июля 2012 г. в район бедствия г.г. Крымск, Геленджик с оперативной группой МЧС России вылетели заместитель начальника управления мультимедийных технологий ФГБУ «Объединенная редакция МЧС России» А.Ю.Пучков для проведения видеосъемки в зоне ЧС.

Вместе со спасателями отряда Центроспас  07.07.2012 г. в зону ЧС была командирована ведущий редактор редакционно-издательского управления А. М. Горностай. Ее материалы оперативно размещались на сайте «МЧС Медиа» и в ближайшем выпуске газеты «Спасатель МЧС России».

Фотокорреспондент редакционно-издательского управления В. Н. Веленгурин  прибыл на место ЧС вечером 7 июля 2012 г. Его фотоматериалы с места ЧС были оперативно размещены на сайте «МЧС Медиа» и в ближайшем выпуске газеты «Спасатель МЧС России».

8 июля 2012 г. вместе с оперативной группой МЧС России в г. Крымск Краснодарского края вылетел фотокорреспондент редакционно-издательского управления  В. М. Смоляков. Его фотоснимки, размещенные в журналах «Пожарное дело», «Гражданская защита», «Вестник МЧС России», рассказывают о работе спасателей и пожарных по ликвидации катастрофического наводнения.

В зону ЧС были направлены сотрудники Управления информации МЧС России.  9 июля 2012 года был развернут выездной пресс-центр, который координировал работу федеральных СМИ. Возглавлял пресс-центр А.Г.Горбунов до завершения основной фазы ЧС.

 

Таким образом, 11 июля 2012 г. была сдана в печать газета «Спасатель» № 19, главной темой которой стало катастрофическое наводнение в Краснодарском крае.В номере были опубликованы комментарий Министра В.А.Пучкова о ситуации в зоне бедствия и действиях сотрудников чрезвычайного ведомства, репортаж А. М. Горностай с места событий и фотоматериалы фотокорреспондентов В.М.Смолякова и В.Н. Веленгурина.

15 июля 2012 г. самолетом МЧС России в г. Крымск вылетали корреспонденты МЧС России  В. М. Смоляков, И. А. Тарасова и А. П. Маченин, которые собрали материал для аналитических публикаций и комментариев в последующие номерах газеты «Спасатель» и ведомственных журналах.

16 июля 2012 г. редакцией установлена связь с курсантами Академии гражданской защиты МЧС России, работающими в зоне ЧС.Благодаря взаимодействию с сотрудником отдела СМИ Академии Л. В. Синьковой, подготовлены материалы (текст и фото) о действиях курсантов в зоне ликвидации ЧС в г. Крымске.

На рабочих местах на связи с корреспондентами, работающими в зоне ЧС находились: главный редактор газеты «Спасатель МЧС России» Т.А. Струнина, главный редактор журнала «Пожарное дело» А.П.Давыдов, ведущий редактор А.В.Лукьянчиков, ведущий редактор С.А. Князьков.

Сформированный пресс-центр располагался в помещениях оперативного штаба, где журналисты могли круглосуточно запрашивать информацию с мест событий, аналитические справки.На их основе ежедневно (до 4 раз в день) готовились пресс-релизы, которые направлялись в администрации районов (с целью опубликования на сайте органов местной власти), а также распространялись среди прибывающих в зону ЧС журналистов.Организовывались комментарии для СМИ представителей МЧС России по оперативной обстановке.

Развертывание выездных пресс-центров  в зоне ЧС  показало высокую эффективность и способствовало повышению качества и оперативности информирования общественности, оказания помощи журналистам в подготовке информационных материалов в зоне  ЧС.

Анализ информационного поля и информационный аудит показали, что  самый сложный период – с 6 июля по 8 июля 2012 года - основные усилия были направлены на недопущение публикаций в СМИ, основанных на недостоверной и непроверенной информации с места ЧС, которая могла бы вызвать панику среди местного населения, а также негативно повлиять на общественное мнение.

Основной посыл во всех официальных заявлениях МЧС России для прессы заключался в том, что, несмотря на всю внезапность, стихийность произошедшего и масштабность наводнения, принимаются все необходимые меры для ликвидации последствий произошедшего наводнения.Также подчёркивалось, что созданная в стране Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) готова к четким, слаженным и эффективным действиям в этой и других чрезвычайных ситуациях.Хотя на данном этапе было очень много вопросов к органам местной власти по факту произошедшего и практического отсутствия оповещения населения о чрезвычайной ситуации.

Вместе с тем, следует отметить и негативные факты работы пресс-службы территориальных подразделений МЧС России.К сожалению, в первые двое суток пресс-службой Южного регионального центра не было организовано содействие СМИ в подготовке репортажей из зоны ЧС. Не достаточно  освещались действия подразделений МЧС России и других служб по ликвидации последствий наводнения, фактически не было организации пунктов временного размещения пострадавших, по освещение работыпсихологов МЧС России с пострадавшим населением на этом этапе также мало представлялось информации органам власти и общественности.

При этом Управлению информации МЧС России необходимо было оперативно взять все эти функции на федеральный уровень и реагировать на все запросы российских и зарубежных СМИ.Координацию работы журналистов в зоне ЧС осуществляли сотрудники Управления и информационных подразделений Южного регионального центра МЧС России.   Хотя для наиболее эффективного управления информационными потоками и формирования целостного объективного информационного поля, конечно же, необходимо было на тот момент времени разделение функций и зон влияния с выстроенным механизмом управления. Все это пришло в соответствие, но уже на 5-7 сутки ликвидации ЧС. Выпавшее звено информационного механизма в таких кризисных условиях пришлось заполнить федеральным уровнем, что позволило достаточно оперативно нивелировать ситуацию.

На официальном интернет – портале МЧС России была открыта рубрика «Чрезвычайная ситуация», в которой  размещались и оперативно обновлялись информационные сообщения о ходе ликвидации природных пожаров, пункты помощи пострадавшим и реквизиты материальной помощи пострадавшим в Краснодарском крае.

Управлением информации МЧС России регулярно осуществлялся мониторинг публикаций в средствах массовой информации и сообщений в блогосфере и социальных сетях, что позволяло улавливать общественные настроения, предупреждать негативные тенденции и оперативно реагировать путем подачи разъясняющей или уточняющей информации.

Кроме того , практически ежедневно проводились информационные летучки с применением мозгового штурма по факту реагирования на различные материалы в блогосфере и СМИ. В ряде случаев необходимо было прибегать к реагированию в информационном поле и со стороны руководства МЧС России. Так, в среднем от лица Министра и его заместителей выходило 30 процентов материалов  в СМИ  в неделю. Это повысило рейтинг  ведомства, имидж Министерства, доверие к Министру чрезвычайного ведомства.

И все же, сложившаяся практика показывает, что система органов государственной власти, МЧС России в частности, не в достаточной степени осуществляет прогнозирования социальных последствий чрезвычайных ситуаций и не способна оценить потенциальную силу данных последствий и вероятность их наступления.Кроме того, компетентно, в сотрудничестве с масс-медиа, профессионально и доступно объяснить общественности, что произошло, ньюс-мекеры также в тот период времени не смогли в ввиду отсутствия ясного порядка организации взаимодействия со СМИ в чрезвычайной ситуации.

Как показывает анализ информационного поля информационная деятельность МЧС России в повседневной деятельности направлена на такие систематические чрезвычайные ситуации, как пожары, аварии на объектах повышенной опасности (химические, оборонные заводы, АЭС, предприятия ТЭК).Все эти чрезвычайные ситуации можно отнести к штатным или ожидаемым происшествиям. Например, за 2012 год в нашей стране произошло более 160 тысяч пожаров самого разного масштаба, в которых погибло 11635 человек: ежедневно от огня гибнет около 30-32 человек. Не удивительно, что население уже привыкло к сообщениям о пожарах.Ведь каким бы чудовищным на первый взгляд не показалось происшествие, при его многократном освещении в масс-медиа к нему привыкают.

Следовательно, по мнению специалистов и психологов, чем чаще случается то или иное происшествие, тем, как правило, слабее общественный резонанс.И наоборот, наибольший резонанс возникает, когда происшествие не только угрожает жизни или имуществу людей, но и когда оно уникально, неожиданно, непривычно для общественности.В такие моменты общественность особенно нуждается в регулярном и должном освещении чрезвычайной ситуации, как следствие, резко возрастает активность СМИ и ответственность представителей власти за сказанное.Органы государственной власти в лице МЧС России не уделяют должного внимания вопросам взаимоотношений со СМИ, занимаясь в основном профилактикой, предотвращением и ликвидацией последствий непосредственно чрезвычайных ситуаций.

Из всего спектра ЧС, к сожалению, примером подобной  чрезвычайной ситуацией и оказался пожар, произошедший в апреле 2013 года в психиатрической больнице N 14 в населенном пункте Раменское Дмитровского района Московской области, где в результате пожара и сильного задымления погибли 38 человек.

Выездная коллегия МЧС России от 26 апреля 2013г. рассмотрев вопрос «О состоянии пожарной безопасности социально значимых объектов», отметила, что причинами наступления тяжелых последствий на пожаре в психиатрической больнице N 14 явились:

размещение пациентов, страдающих различными формами психических расстройств и склонных к неадекватным формам поведения, в здании с низкой пожарной устойчивостью, отсутствие компенсирующих мероприятий для обеспечения безопасности людей;

расположение объекта на значительном удалении от места дислокации подразделений профессиональной пожарной охраны, в несколько раз превышающем определенные федеральным законодательством нормативы;

низкий уровень готовности персонала психиатрической больницы к действиям в случае возникновения пожара, отсутствие подразделений добровольной пожарной охраны на объекте в населенном пункте Раменское;

неправильные действия персонала при организации эвакуации людей при пожаре;

отсутствие контроля со стороны руководства учреждения за деятельностью дежурных медицинских работников, недостаточная работа контрольно-надзорных органов, а также другие недостатки.

          В готовность к реагированию были приведены отряд «Центроспас», 294-й Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», Центр обеспечения пунктов управления МЧС России, а также авиация МЧС России.  Были развернуты оперативные штабы Центрального регионального центра МЧС России и Главного управления МЧС России по Московской области, а также оперативный штаб непосредственно на месте тушения пожара.

          При координации МЧС России оперативно отработали все жкстренные службы Московской области.Центром экстренной психологической помощи МЧС России организована работа телефона «Горячей линии», а также оказана психологическая помощь пострадавшим и родственникам погибших.

В настоящее время в МЧС России на учете находится более 9700 объектов с круглосуточным пребыванием людей. В том числе: более 4200 объектов системы социальной защиты населения, 1700 - здравоохранения и 3700 - образования.

  Однако, более 700 объектов продолжают эксплуатироваться с нарушениями требований пожарной безопасности.  Положение усугубляется тем, что объекты указанной категории имеют низкую противопожарную устойчивость, значительное количество объектов находится за пределами нормативного радиуса выезда подразделений профессиональной пожарной охраны.

Таким образом, особенностями российской государственной системы информирования общественности в чрезвычайных ситуациях являются:

направленность информационной деятельности органов государственной власти в лице МЧС России, как правило,  на «ожидаемые», штатные чрезвычайные ситуации (без учёта неожиданных),  их последствия и ликвидацию этих последствий;

Неотработанность порядка взаимодействия пресс-служб территориальных подразделений МЧС России со СМИ, в том числе в резонансных чрезвычайных ситуациях (ситуациях, вызывающих общественный резонанс).

Во многом избежать негативных социальных последствий в повседневной деятельности и неожиданных резонансных чрезвычайных ситуациях позволит налаженное взаимодействие пресс-служб территориальных подразделений МЧС России и СМИ, основанное на стратегическом планировании взаимоотношений и прогнозировании негативных социальных последствий, а также четко выстроенным механизм  информационного управления уровней МЧС России.

Важно отметить, во время активной фазы ЧС представителям СМИ жизненно важно давать оперативные и объективные комментарии различных специалистов – руководства, пожарных, спасателей, психологов, медиков и т.д., что значительно повысит уровень доверия населения.