Применение технологий цифрового телевидения при информировании и оповещении населения по действиям при чрезвычайных ситуациях, автор - Смирных Е.В.
Сегодня многие эксперты очень много говорят и пишут по вопросам применения технологий цифрового телевидения при информировании и оповещении населения по действиям при чрезвычайных ситуациях
Что по этому поводу хочу отметить в свою очередь, занимаясь данным вопросом уже более 4-х лет, вижу массу перспектив, как для своего ведомства, таки для МВД, Министерства обороны, Минздрава и других ведомств, служб.
В рамках реализации ФЦП ««Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на
2009-2015гг» на территории РФ уже сейчас полноценно внедрено цифровое эфирное вещание.
В составе первого, второго и третьего мультиплексов у граждан России появляется возможность просмотра бесплатного просмотра телепрограмм в цифровом качестве на основе прогрессивного стандарта DVB-T2. Важно отметить, что внедрение цифровых технологий в телерадиовещание (эфирное, спутниковое, кабельное) не только делает более качественными изображение и звук, но развивает различные медиасервисы, в первую очередь социальной направленности. К таким сервисам следует отнести: персонифицированный доступ к порталу «Госуслуги», приглашение на избирательные участки и оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях.
Комплекс услуг, предоставляемый цифровым телевидением, дает возможность оперативного и максимально эффективного оповещения населения. В случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации можно заблаговременно информировать население о мерах по эвакуации путем адресной рассылки видеороликов, аудио-и текстовых инструкций. А во время чрезвычайной ситуации – сообщать адреса пунктов по оказанию помощи, информировать жителей о проводимых спасательных мероприятиях.
Применение средств оповещение на базе цифрового телевидения обеспечит информированность персонала, занятого на социально-значимых объектах, на техногенно-опасных производствах, в местах массового скопления населения − для принятия адекватных мер реагирования на чрезвычайную ситуацию. Фактически, зона покрытия оповещением совпадает с зоной покрытия цифровым телевидением и может достигать 100% покрытия территории РФ.
В рамках поручений Правительственной комиссии от 22.09.12 и поручений заместителя Министра РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий П.А.Попова №15 от 10.04.12, была создана и испытана в нескольких средах распространения сигнала Система адресного оповещения и информирования на базе цифрового телевидения.
Основными целями и задачами системы являются:
1. Усовершенствование системы безопасности транспортных, социально-важных (больницы, детские сады, школы) и стратегических объектов (военные объекты, опасные производства) средствами адресного и циркулярного оповещения через цифровое телевещание;
2. Обеспечение возможности адресной доставки информации о чрезвычайной ситуации на объекты и населению в непосредственной зоне повышенной опасности;
3. Комплектация всех важных объектов необходимыми техническими средствами Системы адресного оповещения и информирования
Система адресного оповещения и информирования на базе цифрового телевидения представляет собой технологию, позволяющую осуществлять доставку звуковых и текстовых сообщений о ГО и ЧС по каналам цифрового телевидения на федеральном, региональном, межрегиональном, районном и объектовым уровнях.
Проведены успешные испытания системы в различных средах распространения цифрового телевизионного сигнала:
ЭФИР – г.Курск, ЦУКС МЧС, ЦСО МЧС, совместно с системой П-166М;
ЭФИР – г.Санкт-Петербург, ЦУКС МЧС, ЦСО МЧС;
ЭФИР – г. Калининград, ЕДДС;
КАБЕЛЬ - г. Жуковский, МО; ЕДДС Администрации города;
СПУТНИК - На базе оператора «Триколор»; ЕДДС г. Сосновый бор, Лен.области, вблизи Ленинградской атомной станции (до 3.5 км), в условиях отсутствия покрытия цифровой эфирной сетью.
Следует отметить следующие отличительные преимущества САОИ:
• Оптимальная стоимость технических средств системы (одна головная система на весь регион, отсутствие затрат на создание и поддержание проводной связи);
• Быстрота разворачивания (головная система на ОРТПЦ и расстановка терминалов оповещения на соответствующих объектах, без прокладки коммуникаций);
• Максимальная зона покрытия, соответствующая зоне покрытия ЦТВ – до 100% территории региона;
• Независимость от наличия проводных, GSM и радио коммуникаций в зоне разворачивания терминалов оповещения системы;
• Высокая надёжность (головная система разворачивается на стратегическом объекте – ОРТПЦ, терминалы оповещения снабжены источником бесперебойного питания)
• Инновационная возможность локализованного (адресного) и циркулярного оповещения на базе общедоступной цифровой телесети региона;
Система САОИ охватывает все уровни оповещения начиная от федерального до объектового.
При этом она взаимодействует с существующими системами в составе КСЭОН на базе общего интерфейса обмена данными, что дает возможность 100% покрытия территории соответствующего региона РФ средствами оповещения, особенно в условиях неразвитой коммуникационной инфраструктуры (нет проводных, радиорелейных линий связи, GSM).
САОИ может оповещать и информировать локальные социальные объекты циркулярно, получая при этом команду на оповещение от систем более высокого уровня, например, таких как П-166 различных модификаций.
АПК центрального узла оповещения САОИ:
- сопрягается с существующими автоматизированными системами централизованного оповещения РСЧС всех уровней;
- позволяет получать команды ЧС;
- формировать аудио и текстовые сообщения о ЧС;
- определять охват и масштаб оповещения (от циркулярного, до локализованного);
- формировать сценарии оповещения;
- передавать сообщения на выбранные оконечные устройства или промежуточный узел оповещения.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ УЗЕЛ ОПОВЕЩЕНИЯ
АПК обеспечивающий прием широковещательных оповещений ГОЧС на любые абонентские устройства ЦЭТВ с привязкой по зоне вещания конкретного районного передатчика цифрового эфирного вещания.
ТЕРМИНАЛ ВНЕШНЕГО РАЗМЕЩЕНЯ
Оконечное устройство уличного оповещения, с возможностью подключения рупоров
различной мощности.
ОБЪЕКТОВЫЙ ТЕРМИНАЛ
Оконечное устройство оповещения, обеспечивающее прием адресных аудио и текстовых сообщений
ЧС, с возможностью вывода тревожного сообщения на экран подключенного монитора / телевизора.
БЫТОВОЙ ПРИЕМНИК ЦИФРОВОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Бытовой приемник население приобретает (получает) с целью приема и просмотра телевизионного
контента. В приемник встроена функция оповещения и он способен функционировать в качестве
оконечного устройства оповещения системы САОИ. Снабжен аккумуляторной батареей
и собственным динамиком, обеспечивающим независимость от телевизора.
МГНОВЕННОЕ И ДОЛГОСРОЧНОЕ ОПОВЕЩЕНИЕ
Использование различных масштабов оповещения (от индивидуального до общероссийского) делает эффективным как мгновенное информирование в чрезвычайных ситуациях, так и периодическое информирование, направленное на профилактику по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
НАДЕЖНОСТЬ И ЭНЕРГОНЕЗАВИСИМОСТЬ
Практика реализации населению приемников ЦЭТВ с аккумуляторами и заведомая надежность обеспечения энергопитанием объектов сети оператора в совокупности являются залогом гарантированности нового канала массового оповещения и могут выступать качественным сегментом комплексной системы экстренного оповещения населения.
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Сотрудники подразделений МЧС, ЕДДС, муниципальные органы имеют непосредственный доступ к системе оповещения, что делает оповещение соответствующей территории наиболее оперативным.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ
Технология позволяет помимо цифровой эфирной, задействовать сети кабельного и спутникового телевидения.
КОМПЛЕКСНОСТЬ ПОДХОДА К ОПОВЕЩЕНИЮ
Система предоставляет возможность широковещательного оповещения с зоной охвата до одного ретрансляционного центра эфирного вещания, путем перехвата эфира на данную зону, а также организацию комплекса муниципального уличного оповещения с подключением громкоговорителей большой мощности.
В итоге, можно сделать следующий вывод:
В рамках исполнения Указа Президента №1522 полнофункциональное задействование ресурса цифрового телевидения в составе КСЭОН позволит обеспечить малыми затратами максимальное покрытие средствами оповещения и информирования регионов, а, учитывая сложности реализации домовых проводных радиоточек, повсеместного перехода с аналогового вещания на цифровое, придаёт данной концепции особую актуальность.