Применение технологий цифрового телевидения при информировании и оповещении населения по действиям при чрезвычайных ситуациях, автор - Смирных Е.В.

28.04.2015 21:04

Сегодня многие эксперты очень много говорят и пишут по вопросам применения технологий цифрового телевидения при информировании и оповещении населения по действиям при чрезвычайных ситуациях

Что по этому поводу хочу отметить в свою очередь, занимаясь данным вопросом уже более 4-х лет, вижу массу перспектив, как для своего ведомства, таки для МВД, Министерства обороны, Минздрава и других ведомств, служб.

В рамках реализации ФЦП ««Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на

2009-2015гг» на территории РФ уже сейчас полноценно внедрено цифровое эфирное вещание.

В составе первого, второго и третьего мультиплексов у граждан России появляется возможность просмотра бесплатного просмотра телепрограмм в цифровом качестве на основе прогрессивного стандарта DVB-T2.  Важно отметить, что внедрение цифровых технологий в телерадиовещание (эфирное, спутниковое, кабельное) не только делает более качественными изображение и звук, но развивает различные медиасервисы, в первую очередь социальной направленности. К таким сервисам следует отнести: персонифицированный доступ к порталу «Госуслуги», приглашение на избирательные участки и оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях.

Комплекс услуг, предоставляемый цифровым телевидением, дает возможность оперативного и максимально эффективного оповещения населения. В случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации можно заблаговременно информировать население о мерах по эвакуации путем адресной рассылки видеороликов, аудио-и текстовых инструкций. А во время чрезвычайной ситуации – сообщать адреса пунктов по оказанию помощи, информировать жителей о проводимых спасательных мероприятиях.

Применение средств оповещение на базе цифрового телевидения обеспечит информированность персонала, занятого на социально-значимых объектах, на техногенно-опасных производствах, в местах массового скопления населения − для принятия адекватных мер реагирования на чрезвычайную ситуацию. Фактически, зона покрытия оповещением совпадает с зоной покрытия цифровым телевидением и может достигать 100% покрытия территории РФ.

В рамках поручений Правительственной комиссии от 22.09.12 и поручений заместителя Министра РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий П.А.Попова №15 от 10.04.12, была создана и испытана в нескольких средах распространения сигнала Система адресного оповещения и информирования на базе цифрового телевидения.

 

Основными целями и задачами системы являются:

 

1.      Усовершенствование системы безопасности транспортных, социально-важных (больницы, детские сады, школы) и стратегических объектов (военные объекты, опасные производства) средствами адресного и циркулярного оповещения через цифровое телевещание;

2.      Обеспечение возможности адресной доставки информации о чрезвычайной ситуации на объекты и населению в непосредственной зоне повышенной опасности;

3.      Комплектация всех важных объектов необходимыми техническими средствами Системы адресного оповещения и информирования

 

Система адресного оповещения и информирования на базе цифрового телевидения представляет собой технологию, позволяющую осуществлять доставку звуковых и текстовых сообщений о ГО и ЧС по каналам цифрового телевидения на федеральном, региональном, межрегиональном, районном и объектовым уровнях.

 

Проведены успешные испытания системы в различных средах распространения цифрового телевизионного сигнала:

 

ЭФИР – г.Курск, ЦУКС МЧС, ЦСО МЧС, совместно с системой П-166М;

ЭФИР – г.Санкт-Петербург, ЦУКС МЧС, ЦСО МЧС;

ЭФИР – г. Калининград, ЕДДС;

КАБЕЛЬ - г. Жуковский, МО; ЕДДС Администрации города;

СПУТНИК - На базе оператора «Триколор»; ЕДДС г. Сосновый бор, Лен.области, вблизи Ленинградской атомной станции (до 3.5 км), в условиях отсутствия покрытия цифровой эфирной сетью.

Следует отметить следующие отличительные преимущества САОИ:

•      Оптимальная стоимость технических средств системы (одна головная система на весь регион, отсутствие затрат на создание и поддержание проводной связи);

•      Быстрота разворачивания (головная система на ОРТПЦ и расстановка терминалов оповещения на соответствующих объектах, без прокладки коммуникаций);

•      Максимальная зона покрытия, соответствующая зоне покрытия ЦТВ – до 100% территории региона;

•      Независимость от наличия проводных, GSM и радио коммуникаций в зоне разворачивания терминалов оповещения системы;

•      Высокая надёжность (головная система разворачивается на стратегическом объекте – ОРТПЦ, терминалы оповещения снабжены источником бесперебойного питания)

•      Инновационная возможность локализованного (адресного) и циркулярного оповещения на базе общедоступной цифровой телесети региона;

 

Система САОИ охватывает все уровни оповещения начиная от федерального до объектового.

При этом она взаимодействует с существующими системами в составе КСЭОН на базе общего интерфейса обмена данными, что дает возможность 100% покрытия территории соответствующего региона РФ средствами оповещения, особенно в условиях неразвитой коммуникационной инфраструктуры (нет проводных, радиорелейных линий связи, GSM).

САОИ может оповещать и информировать локальные социальные объекты циркулярно, получая при этом команду на оповещение от систем более высокого уровня, например, таких как П-166 различных модификаций.

 

АПК центрального узла оповещения САОИ:

- сопрягается с существующими автоматизированными системами централизованного оповещения РСЧС всех уровней;

- позволяет получать команды ЧС;

- формировать аудио и текстовые сообщения о ЧС; 

- определять охват и масштаб оповещения (от циркулярного, до локализованного);

- формировать сценарии оповещения;

-  передавать сообщения на выбранные оконечные устройства или промежуточный узел оповещения.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ УЗЕЛ ОПОВЕЩЕНИЯ

АПК обеспечивающий прием широковещательных оповещений ГОЧС на любые абонентские устройства ЦЭТВ с привязкой по зоне вещания конкретного районного передатчика цифрового эфирного вещания.

ТЕРМИНАЛ ВНЕШНЕГО РАЗМЕЩЕНЯ

Оконечное устройство уличного оповещения, с возможностью подключения рупоров

различной мощности.

ОБЪЕКТОВЫЙ ТЕРМИНАЛ

Оконечное устройство оповещения, обеспечивающее прием адресных аудио и текстовых сообщений
ЧС, с возможностью вывода тревожного сообщения на экран подключенного монитора / телевизора.

БЫТОВОЙ ПРИЕМНИК ЦИФРОВОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Бытовой приемник население приобретает (получает) с целью приема и просмотра телевизионного
 контента. В приемник встроена функция оповещения и он способен функционировать в качестве

оконечного устройства оповещения системы САОИ. Снабжен аккумуляторной батареей

и собственным динамиком, обеспечивающим независимость от телевизора.

МГНОВЕННОЕ И ДОЛГОСРОЧНОЕ ОПОВЕЩЕНИЕ

Использование различных масштабов оповещения (от индивидуального до общероссийского) делает эффективным как мгновенное информирование в чрезвычайных ситуациях, так и периодическое информирование, направленное на профилактику по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

НАДЕЖНОСТЬ И ЭНЕРГОНЕЗАВИСИМОСТЬ

Практика реализации населению приемников ЦЭТВ с аккумуляторами и заведомая надежность обеспечения энергопитанием объектов сети оператора в совокупности являются залогом гарантированности нового канала массового оповещения и могут выступать качественным сегментом комплексной системы экстренного оповещения населения.

ОПЕРАТИВНОСТЬ

Сотрудники подразделений МЧС, ЕДДС, муниципальные органы имеют непосредственный доступ к системе оповещения, что делает оповещение соответствующей территории наиболее оперативным.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

Технология позволяет помимо цифровой эфирной, задействовать сети кабельного и спутникового телевидения.

КОМПЛЕКСНОСТЬ ПОДХОДА К ОПОВЕЩЕНИЮ

Система предоставляет возможность широковещательного оповещения с зоной охвата до одного ретрансляционного центра эфирного вещания, путем перехвата эфира на данную зону, а также организацию комплекса муниципального уличного оповещения с подключением громкоговорителей большой мощности.

В итоге, можно сделать следующий вывод:

В рамках исполнения Указа Президента №1522 полнофункциональное задействование ресурса цифрового телевидения в составе КСЭОН позволит обеспечить малыми затратами максимальное покрытие средствами оповещения и информирования регионов, а, учитывая сложности реализации домовых проводных радиоточек, повсеместного перехода с аналогового вещания на цифровое, придаёт данной концепции особую актуальность.