Формирование информационной политики ведомства и ее влияние на антикризисное управление

11.08.2014 15:26

Информационно-технологическая революция, активно прогрессирующая на современном этапе, определяет движение к совершенно новому типу общества — информационному, или, как его еще называют, обществу знания. И одной из основополагающих характеристик  общества является его глобальный характер. Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов государства, масштабы использования которого стали сопоставимы с использованием традиционных ресурсов, а доступ к ним — одним из основных факторов социально-экономического развития. А, соответственно, эта тенденция также интерполируется и на государственные структуры, в том числе и на МЧС России. В связи с этим к числу важнейших задач относятся формирование и развитие информационной инфрастуктуры и интеграция в глобальное информационное общество.

Вместе с тем современные информационные технологии, все глубже проникая во все сферы общественной жизни, генерируют не только новые возможности в решении различных накопившихся проблем, но и принципиально новые угрозы, среди которых наметившийся цифровой разрыв между странами и в рамках отдельного государства, соблюдение свободы слова, защита интересов этнических меньшинств и подрастающего поколения, сохранение национального языка и культурного наследия в новых условиях, противостояние культурной экспансии других стран, охрана интеллектуальной собственности, борьба с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями, а также вопросы цензуры в глобальных компьютерных сетях.

Информационное общество влечет за собой не толь­ко прогрессивные начала, но и порождает ряд социаль­ных проблем. Наиболее сложными из них являются про­блемы сохранения электронной информации и инфор­мационного неравенства людей, отдельных регионов и целых стран в новой телекоммуникационной среде и про­блема обеспечения информационной безопасности чело­века и общества. Угрозой переходного периода к инфор­мационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с инфор­мационно-телекоммуникационными технологиями (ИТТ) и не обладающих такими навыками. Таким образом, информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этом обществе. Информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту. Это, в свою очередь, порождает ряд проблем и необходимость постоянного управления процессом информатизации.

В рамках «классической» теории управления политическая власть рассматривается как формализованные и моноцентричные отношения внутри института управления. При этом содержание властно-политического механизма и самой политики отождествляется с принципами внутреннего устройства и функционирования бюрократического аппарата или штаба управления, а также со средствами, используемыми государственной властью, концентрирующей в своих руках все основные ресурсы и полномочия[1].

Подобный подход недооценивает значительное влияние на функционирование власти социального окружения и неформальных отношений внутри самих властных институтов, но поддерживается многими учеными.

Однако, современные тенденции диктуют нам применение совершенно других, новейших,  подходов в формировании  информационной политики ведомства, актуальность этой темы весьма очевидна, требует подробного анализа   и предоставления  ее  современному обществу.

 

Современная информационная политика.

В настоящее время современные тенденции в развитии информационного права и информационного законодательства в Российской Федерации в первую очередь связывают с принятием в июле 2006 г. новых основополагающих Федеральных законов «Об информации, информационных технологиях и о защите информации[2]« и «О персональных данных[3]», а также изменениями и  дополнениями  к закону «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями в 2013 году).

Дискуссии в оценках нового, так называемого трехглавого Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» неизбежны, поскольку среди специалистов в этой области существуют зачастую полярные позиции как в отношении правовой природы информации – ключевого понятия в информационной сфере, так и необходимости правового закрепления целого ряда понятий и терминов, широко применяемых в информационной сфере (например, таких, как информационные ресурсы, информатизация и других).

Не меньшее значение в развитии информационного законодательства имеют ратификация Российской Федерацией Европейской конвенции о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера и принятие Федерального закона «О персональных данных».

Следует признать, что формирование правовых основ единого информационно-телекоммуникационного пространства России тесно связано с международным и зарубежным опытом и должно осуществляться на основе принципа системности и сбалансированности правовых норм с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.

Эта тенденция в развитии информационного законодательства в России особенно очевидна в связи с необходимостью правового урегулирования целого ряда вопросов, касающихся использования Интернета в противоправных целях, особенно в террористических и экстремистских целях, что является проблемой международного масштаба[4].

Некоторые специалисты полагают, что ее субъектами являются государственные структуры и те или иные институты гражданского общества[5]. Иногда диссертант встречал точку зрения, согласно которой основными субъектами государственной информационной политики являются высшие органы государственной власти. Иногда исследователи полагают, что субъектами информационной политики являются межгосударственные объединения, национальные и наднациональные структуры, значение которых все более заметно в современном мире.

Субъекты информационной политики с большой долей условности можно разделить на два вида.

К первому виду мы относим субъекты, непосредственно участвующие в политической жизни общества. Этот вид включает три подвида, разделяемые по степени их влияния на процессы выработки и реализации информационной политики.

Ко второму виду субъектов отнесены субъекты, принимающие опосредованное участие в политике.

Среди первого вида субъектов информационной политики выделим следующие:

1. Государство и его органы, политические партии, общественно-политические организации и движения. Это постоянно действующие субъекты политики, претворяющие ее в жизнь и уполномоченные на то структуры от имени государства, коалиции государств, международных организаций. Как и в социальном пространстве, эти субъекты активно действуют в информационном пространстве, формируя соответствующий контент и воздействуя на общественное мнение в нужном для себя ракурсе, и используют информационное пространство для последующего изменения социальных отношений.

Как показывает анализ нормотворческой деятельности в информационно-телекоммуникационной сфере, разработчикам законопроектов достаточно сложно учитывать все законодательство по вопросам, составляющим содержание проекта нового закона. Выполнить такую задачу нелегко в связи с тем, что действующие нормы права, касающиеся информационной сферы, разбросаны по правовым актам различных отраслей законодательства. Поручения о приведении нормативных правовых актов в соответствие в связи с принятием новых актов хотя и содержатся почти в каждом федеральном законе, но не всегда в полной мере реализуются. Так, значительное количество отсылочных норм, предусматривающих принятие нормативных правовых актов различного уровня, содержалось, как уже отмечалось, в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации». Однако за десять лет его действия они так и не были приняты. Аналогичные проблемы связаны с реализацией Федерального закона «Об электронной цифровой подписи».

Это позволяет констатировать, что современный этап развития федерального законодательства в информационной сфере характеризуется дальнейшим разрастанием нескоординированных правовых актов, дублирующих или нередко содержащих противоречивые нормы. В быстро развивающейся информационно-телекоммуникационной сфере правовое регулирование требует также должной динамики и взвешенного подхода к качеству таких законопроектов. При этом периодическое обновление содержания всего объема законодательства по мере изменения отдельных его норм приводит к выводу о необходимости принятия нового акта, имеющего кодифицированный характер.

При формировании информационного законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы важны не только планирование законопроектных работ, но и систематизация.

Цели систематизации законодательства в информационно-телекоммуникационной сфере вытекают из теории права и представляют собой необходимость упорядочения действующих законов, всех нормативных актов, приведения юридических норм в упорядоченную, согласованную систему[6]. Формирование информационного законодательства направлено на создание стройной системы нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с этой сферой, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными правовыми актами; на устранение устаревших и неэффективных норм права; разрешение юридических коллизий; ликвидацию «пробелов» и обновление законодательства.

Примерами наиболее активных участников информационного пространства среди органов государственной власти являются: Министерство образования и науки, Министерство культуры и массовых коммуникации, Министерство информационных технологий и связи, которые с одной стороны могут выступать субъектом информационной политики, а могут быть в то же время быть подвержены влиянию со стороны, например, законодательной ветви власти, и тогда они становятся объектом информационной политики.

В последнее время кардинально трансформировались формы и методы информационной деятельности МЧС России  и других силовых структур.

Особое внимание в последние годы было уделено внедрению новых подходов и инновационных проектов в развитие официальных сервисов МЧС России для  информирования и обеспечения  безопасности населения.

В 2013 году полностью изменены и переведены на новый качественный уровень  сервисы портала МЧС России  и  сформирован новый медийный подход  к реализации информационных задач.

Данная деятельность позволяет увеличить информационный охват населения в период ЧС, информированность населения о деятельности МЧС России, повысить долю достоверной информации в сети Интернет о прогнозируемых и произошедших чрезвычайных ситуациях и пожарах.

То есть, в качестве субъектов информационной политики могут быть рассмотрены любые политические и социальные органы, институты, лидеры, которые активно участвуют в социально-политической жизни и при этом также активно используют информационные средства.

Главной целью информационной политики обычно называют построение развитого информационного общества. Здесь трудно не согласиться с исследователем В.О. Богомоловым в том, что стратегической целью информационной политики является переход к новому этапу развития России, имеющего информационную и сетевую природу, и вхождение страны в мировое информационное сообщество[7]. Именно таким образом устанавливая объект информационной политики достаточно широко, эта главная цель может быть достигнута. Достигнута, по-видимому, только тогда, когда объектом воздействия будет избран весь социум и все его отражения/образы в информационном пространстве, а при формировании и реализации целей и задач информационной политики будет учитываться мнение большинства социальных субъектов. Впрочем, эта точка зрения, скорее, является дискуссионной.

Выделим основные функции государственной информационной политики. Под функцией (лат. functio – исполнение, совершение) следует понимать детальное проявление/выражение какого-либо объекта в сложившейся системе отношений[8]. Все же функция в большой степени близка к функциональному предназначению объекта исследования. Следовательно, роль информационной политики в жизни общества проявляется в тех социальных функциях (предназначении), которые она в нем выполняет.

После анализа профильной литературы имеем вывод о том, что функции информационной политики в нашей стране до сих пор исследовались недостаточно.

Информационные процессы продолжают выполнять традиционные функции, к которым, однако, добавились еще и новые, порожденные растущим участием граждан в разработке управленческих решений, интеграцией отдельных политических движений и организаций в межгосударственные отношения, стремлением внегосударственных организаций участвовать в решении глобальных (например, экологических) проблем[9].

Кроме того, можно выделить функции информационной политики в виде неких решаемых ею функциональных задач:

– обеспечение информационного обслуживания населения и институциональных структур гражданского общества на основе развития массового информационного обмена и массовых коммуникаций при соблюдении мер предупреждения и защиты от внутренних и внешних информационных угроз;

– информационное обеспечение деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления, включая ее обеспечение структурированной информацией о состоянии и развитии мирового сообщества путем трансграничного обмена, при соблюдении мер предупреждения и защиты от внутренних и внешних информационных угроз;

– обеспечение информационного взаимодействия гражданского общества и власти, включая государственную и местное самоуправление[10].

Под функциями информационной политики государства им понимаются действия государства, способствующие поддержанию достигнутого состояния и дальнейшему развитию информационной сферы общества и ее субъектов (то есть, всё, что способствует развитию сети коммуникаций). Антиподом функций являются дисфункциональные процессы:

·                   Информационная функция состоит в постоянном производстве и моментальном распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. В качестве примера можно привести развитие как «общественной» так и «государственной» блогосферы.

В социальных сетях размещается оперативная информация о чрезвычайных ситуациях и пожарах, информация по вопросам культуры безопасности жизнедеятельности, фото- и видеоматериалы, пропагандирующие  профессии пожарного и спасателя, а также разъяснения по наиболее острым и важным проблемам, обсуждаемым в блогах.

·        Образовательная функция проявляется в регулярном сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

·        Функция артикуляции и интеграции выражается в том, что через масс-медиа происходит артикуляция различных общественных интересов. К примеру,   единые подходы к построению  официальной информации, предоставляемой в  СМИ  МЧС России.  

·        Мобилизационная функция выражается в том, что информация побуждает людей к определенным политическим действиям (или, например, к сознательному бездействию).

·        Функция адекватного реагирования на иностранное информационно-психологическое воздействие и эффективного ему противодействия. Стоит заметить, что активная информационная деятельность со стороны стран Запада на население Ливии возымело свое действие. Режим М. Каддафи пал, ничего не противопоставив в информационном плане странам антиливийской коалиции.

·        Гуманитарная функция выражается в создании адекватной информационной, социокультурной среды для жизнедеятельности человека, реализации им своих прав и свобод, обеспечения общественного порядка, гражданского мира и согласия.

·        Функция социальной помощи гражданам. Она не является основной в информационной политике государства, но ее осуществление оказывает огромное позитивное, духовно-нравственное воздействие на общество[11].

Основными функциями информационной политики, по моему мнению, являются следующие:

1. Постоянная выработка информационных средств, адекватных гармоничному и одновременно ускоряющемуся развитию личности, общества и государства. Мировой опыт показывает, что современные технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали двигателем социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации является одной из важнейших задач государственной власти.

В период чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, когда на портале работает «Режим ЧС» для пострадавших и их родственников, количество обращений возрастает в десятки раз и доходит до 400 000 пользователей в день, осуществляющих 1 000 000 просмотров.

Следствием активной работы по развитию портала стало то, что официальный Интернет-портал МЧС России по результатам Всероссийского конкурса «Премия Рунета» входит в 10 лучших интернет – сайтов в категории  «Государство и общество».  Особо стоит отметить, что ежегодно более тысячи заявок подается на конкурс «Премия Рунета», которой  является общенациональной профессиональной наградой и поощряет выдающиеся заслуги компаний - лидеров в области информационных технологий и электронных коммуникаций, государственных и общественных организаций, бизнес-структур, а также отдельных деятелей, внесших значительный вклад в развитие российского сегмента сети Интернет. Учредителем конкурса выступает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

2. Постоянное внедрение в систему общественных отношений современных информационных средств и технологий. К таким системообразующим технологиям и средствам отнесём систему электронного государства, портал Госуслуги.ру[12], электронные приемные президента, губернаторов, и других должностных лиц.

К примеру, на сайте Госуслуги.ру МЧС предлагает в электронной форме услуги от «Аттестации судоводителей на право управления маломерными судами» до «Лицензирования деятельности в области пожарной безопасности», всего 10 услуг в электронном виде[13].

3. Регулирование взаимоотношений личности, общества и государства со стороны высшей власти во всё большей степени информационными средствами.

 4. Дальнейшее упрощение информационных взаимоотношений между личностью, обществом и государством (под упрощением диссертант понимает сетевизацию общественных отношением и уменьшение вертикально устроенных структур в обществе).

5. Обеспечение личности, общественности и органов госвласти объективной информацией о состоянии и развитии социума. Для этого необходимо в нашей стране создать информационную инфраструктуру широкополосного доступа к информационным ресурсам, в т.ч. и к Интернету, на всей территории Российской Федерации. Это можно обеспечить, в том числе, с использованием механизмов частно-государственного партнерства, за счет повышения доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, через модернизацию системы телерадиовещания, создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе к государственной системе правовой информации. Реальные шаги Президента и Правительства РФ делаются постоянно в этом ключе.

6. Создание максимальных возможностей и позитивных условий для эффективных действий личности, общества и государства в информационном пространстве. К примеру,   в рамках портала  МЧС России  есть функция «Написать письмо руководителю»,  «Вопрос-ответ».

За последние три года количество диссертаций по информационной проблематике и исследовательский интерес снижаются. Однако большинство исследователей изучают информационную политику в рамках собственного научного интереса. Поэтому некоторые ее аспекты (например, структура и функции) остаются пока недостаточно исследованными, что крайне важно для  МЧС России.

Итак, субъектами информационной политики являются любые политические и социальные органы, институты, которые активно участвуют в социально-политической жизни и при этом также активно используют информационные средства. Диссертант установил, что социальные субъекты не одинаково активны и полномочны в информационной и политической сферах. К объектам информационной политики относятся не только весь социум, но также и информационно-техническая составляющая общественной сферы.

В связи с этим информационная политика предназначена вырабатывать информационные средства, адекватные гармоничному и одновременно ускоряющемуся развитию личности, общества и государства; внедрять в систему общественных отношений современные информационные средства; регулировать взаимоотношения в обществе во всё большей степени информационными средствами; упрощать информационные взаимоотношения в социуме; обеспечивать всех желающих объективной информацией о состоянии и развитии социума; создавать максимальные возможности и позитивные условия для эффективных действий личности, общества и государства в информационном пространстве.

 

2.                Влияние информационной политики на антикризисное управление.

Антикризисное управление всегда сопровождается повышенной эффективностью, которая обусловлена ростом потенциала, способностью позитивных изменений и рационального использования имеющихся в наличии ресурсов. Изменение потенциала может привести к появлению кризиса.

Каждое антикризисное управление может быть как эффективным, так и неэффективным. Под эффективностью понимают применение смягчающего эффекта рационального использования ресурсов, необходимых для осуществления запланированных мероприятий.

Эффективности антикризисного управления свойственны следующие факторы, применение которых позволяет более полно и точно проанализировать ситуацию:

1) профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка. В данном случае особое внимание уделяется профессиональным навыкам, которые приобретаются в процессе обучения или опыта работы. В момент кризисного положения необходимы профессиональные знания и умения в ведении дел;

2) искусство управления, данное природой и приобретенное в процессах специальной подготовки. В любом управлении важно искусство принятия решений или мер по смягчению ситуации. В кризисной ситуации необходимо проведение психологического тестирования сотрудников, чтобы выявить, кто способен быстро реагировать на приближение кризиса;

3) методология разработки рискованных решений: своевременность, полное представление проблемы, ответственность в управлении;

4) научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Необходимо предвидеть будущие процессы и явления, кризис;

5) корпоративность – определяет эффективность антикризисного управления;

6) лидерство – определяет черты управляющего, суть выбранной работы, характеризуется авторитетом власти. Опора на лидера позволяет смягчить антикризисное явление;

7) оперативность и гибкость управления – играют особую роль при антикризисном управлении. Очень часто необходимо быстро и оперативно принять решение, а самое главное – правильно, поскольку от принятого решения зависит дальнейшая деятельность предприятия;

8) стратегия и качество антикризисной программы. Иногда необходимо вносить изменения в стратегию по предотвращению кризисной ситуации и применять новые программы;

9) человеческий фактор – необходимо наличие сплоченной, единой команды во время кризиса, это могут быть только люди, полностью доверяющие друг другу;

10) система мониторинга кризисной ситуации – необходима для своевременного обнаружения кризисного явления.

Специалисты утверждают, что управление кризисом – это информационно-технологическое действие. Кризисы делятся на два вида: внешней направленности и внутренней направленности.

1. Кризисы, имеющие внешнюю направленность – такие ситуации, которые отображаются негативно на внешней среде организации, т. е. затрагивающие интересы общественности (например, несущие угрозу жизни людей).

2. Кризисы внутренней направленности – это ситуации, оказывающие большое значение на внутреннюю среду организации. Ситуации, связанные с пересечением корпоративных интересов, кризисом управленческой подсистемы, сменой руководства и т. д.

Схема механизма управления в кризисной ситуации:

1) работа с внутренней средой организации. Персонал является важным ресурсом в кризисной ситуации. Разрешение кризиса возложено на менеджера организации, а впоследствии – и на весь персонал, которые осуществляют:

а) создание команды, разрабатывающей стратегию выхода из кризиса и реализующей ее на практике. В состав такой команды входят руководители и управляющие Процесс решения кризисной ситуации направлен на подготовку и реализацию плана; разработку физической системы с целью поддержания ситуации; тренировку рабочего персонала;

б) сотрудничество с рабочим персоналом предприятия. С персоналом проводят психологические, деловые игры и тренинги на сообразительность. Рабочие должны расслабляться и избавляться от стресса, полученного на работе. Проводится урок правильного поведения;

2) работа с внешней средой предприятия, включает:

а) работу с масс-медиа. Большое значение отведено средствам массовой информации. СМИ, как правило, основной источник информации. Общество во многом зависит от массовой информации;

б) разработка версии – выбор того или иного направления, ведь полученный результат во многом зависит от выбранной версии. Применение и выдвижение собственной версии – хороший шанс проявить себя и разрешить проблему;

3) проведение работ с целевыми аудиториями. Следует правильно управлять целевой аудиторией в кризисной ситуации;

4) разработка плана действия в кризисной ситуации, который является учебным пособием;

5) определение вектора направления кризиса;

6) создание кризисной команды;

7) проведение анализа ресурсов компании (ресурса времени, финансового или коммуникационного ресурса);

8) разработка коммуникационных стратегий для всего персонала предприятия, внешней среды предприятия;

9) проведение текущего анализа ситуации;

10) корректировка деятельности кризисной команды.

Часто предприятие или организация вырабатывают свою схему для выхода из кризисной ситуации.

Любая организация, в том числе и МЧС России,  пройдя проверку на прочность, подтверждает свой статус и сплоченность.

На управленческие решения при антикризисном управлении оказывают влияние многие факторы:

1) категория проблем: стандартные, решение которых основано на четких правилах и стандартах, не подлежащих изменению; типовые – им присуще решение на основании множества ранее определенных правил; эвристические – присущ творческий подход для решения возникшего вопроса;

2) условия разработки решений: относительно стабильные, благоприятные; экстремальные; кризисные;

3) достаточность исходной информации: недостаточный объем; достаточный объем; избыточный объем;

4) достоверность исходной информации: явно недостоверная; псевдодостоверная; полностью достоверная;

5) масштаб проблемы: глобальная; локальная; микролокальная;

6) техническое оснащение: отсутствует; имеется в достатке.

 

Принятие и разработка управленческих решений в условиях антикризисного управления состоят из нескольких этапов.

Этап 1. Принятие мер для предотвращения кризисной ситуации или разработка определенных мер для выведения предприятия из кризиса.

Этап 2. Проведение документального анализа фирмы и всех ее подразделений, наиболее полный сбор и анализ информации о деятельности организации.

Этап 3. Выявление критических точек на территории организации, морфологический анализ внешнего и внутреннего состояния и выявление возможных угроз.

Этап 4. Разработка путей для решения кризисной ситуации и принятие мер и правил по выводу организации из кризиса.

Этап 5. Контроль за соблюдением норм и правил при выведении организации из кризисного положения без постороннего вмешательства, осуществление поддержки со стороны государственного органа или региона, создание благоприятной среды для осуществления запланированной политики.

Этап 6. Если выведение организации из кризисного положения нереально и принятые меры не оказывают должного влияния, необходимо произвести модель деструктуризации и прекратить деятельность, тем самым объявить себя банкротом.

Этап 7. Построение эффективной модели, которая позволит спрогнозировать дальнейшую деятельность фирмы и определить правильный и верный путь для решения сложившейся проблемы.

Этап 8. Рассмотрение и выявление трудовых ресурсов, необходимых для реорганизации и решения поставленных целей.

Этап 9. Разработка мер для воплощения целей по выводу организации из кризисного положения.

Этап 10. Анализ возможности достижения установленных целей.

Этап 11. Разработка управленческих решений для предотвращения кризисного положения в организации на основании разработанных программ и намеченных целей.

Одной из важных функций управления является контроль. Формы и параметры контроля могут быть различными. Данные различия обусловлены назначением, способом контроля, его интенсивностью, глубиной, сферой, организационной формой и др.

В организациях существуют системы контроля. Система контроля – это совокупность актов, взаимосвязанных между собой с целью управления, установления отклонений от принятых норм и нормативных величин. В процессах развития производства и изменения экономических условий возникает потребность изменения систем контроля. Наиболее остро данная потребность ощущается в антикризисном управлении. В данном случае контроль должен ориентироваться на своевременное установление и выявление слабых сторон в кризисной ситуации.

Усиливается роль времени при осуществлении контроля. Важная роль отдана контролю при проведении анализа тенденций развития.

Система постоянно отслеживает степень развитости организации по методике выявления слабых сторон кризиса и анализирует их последствия.

В зависимости от условий, состава проблем, целей и действующих ценностей управление меняет приоритеты и в конечном итоге формируется в виде управления определенного типа. Аналогичные процессы происходят и с функцией контроля. Потребность в своевременном распознавании проблемы и принятии решений повышает роль функции контроля. На определенном этапе этого процесса возникает необходимость организационных преобразований в использовании этой функции. Функция контроля при возрастании ее приоритета превращается в тип управления – контроллинг.

Контроллинг – это целый комплекс характеристик управления, отражающих его типологическую особенность и принадлежность. Контроллинг не противостоит другим типам управления. Он сочетается с ним, образуя реальный менеджмент. Контроллинг связан с изменением самой технологии разработки управленческих решений.

Таким образом, контроллинг – это концепция в практическом управлении, направленная на поиск возможных кризисных ситуаций, своевременную ликвидацию узких мест и отклонений, обеспечение тенденций устойчивого стратегического развития в соответствии с целью, планом и миссией.

Контроллинг способствует формированию ресурсосберегающих технологий.

В антикризисном управлении контроллинг может иметь большое значение при предупреждении кризиса или обеспечении готовности к его наступлению. Он позволяет улавливать слабые сигналы возможного кризиса – в этом его преимущества относительно других типов управления.

Таким образом,  подводя итог  вышесказанному, можно смело утверждать, что  данная тема весьма актуальна и востребована на современном этапе.

 

3.     Информационный аудит – как важнейший инструмент информационной политики.

 

Развитие информационных систем приносит ведомству очевидную пользу. Однако при некорректном их использовании они становятся источником специфических рисков, реализация которых может не только свести к минимуму эффект от внедрения технологий, но и повлечь значительные убытки.

Настоящее исследование представляет собой анализ основных количественных и качественных характеристик присутствия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС) в российском медиа-пространстве. В частности в документе рассматриваются следующие параметры:

·                   Динамика уровня представленности МЧС в информационном поле;

·                   Соотношение активности различных категорий СМИ в деле освещения деятельности МЧС;

·                   Издания-лидеры по активности в каждой из категорий СМИ;

·                   Уровень упоминаемости министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.Шойгу (пока взяла до 2012 года, к лету сделаю 2012 и2013 годы) и степень персонификации МЧС;

·                   Соотношение материалов, затрагивающих деятельность МЧС, по критерию оценочной модальности;

·                   Наиболее освещаемые СМИ тематические направления, связанные с деятельностью МЧС;

·                   Ключевые благоприятные и неблагоприятные черты образа МЧС в медиа-пространстве.

 

Результаты исследования предполагаются к использованию для корректировки текущей информационной политики ведомства, оптимизации ее принципов и, соответственно, повышения эффективности.

Исследование осуществлено методом контент-анализа российского медиа-пространства с привлечением современных технических средств, в частности электронной библиотеки «Интегрум» (www.integrum.ru), в ряде случае – поисковых систем   «Яндекс» (www.yandex.ru) и «Google» (www.google.ru), с дальнейшей «ручной» обработкой полученного массива материалов. Анализ телевизионных материалов производился на основе мониторингов, выполненных Управлением информации МЧС России. В ходе исследования учитывались материалы, опубликованные в период 01.07.2010-01.08.2011 (в ряде случаев привлекались статистические данные за более ранние периоды), в следующих категориях СМИ:

·                   Центральная пресса

·                   Центральные информагентства

·                   Региональная пресса

·                   Региональные информагентства

·                   Центральное и региональное радио и телевидение[14]

·                   Интернет-СМИ

 

В ходе подготовки  анализа подробно рассматривалась репрезентативная выборка материалов, в размере порядка 10 процентов общего массива публикаций, полученные результаты экстраполировались на присутствие МЧС в медиа-пространстве в целом.  При формировании выборки приоритет отдавался публикациям, содержащим развернутую информацию и/или оценочные суждения в отношении деятельности МЧС.

По результатам контент-анализа медиа-пространства представляется возможным подвести некоторые промежуточные итоги реализации Концепции информационной политики МЧС России, а также оценить, насколько учитываются  замечания.

 

 

Заключение

Формирование единого мирового информационного пространства и углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов происходят путем становления и в дальнейшем доминирования в экономике наиболее передовых стран новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании современных информационно-телекоммуникационных технологий. Процесс становления информационного общества протекает в разных странах с различной интенсивностью и особенностями.

Формирование и реализация государственной политики автоматически интерполирует  и систему информационной работы государственных структур, в том числе  и МЧС России.

Однако, если оценивать мировое развитие в целом, процесс формирования глобального информационного общества представляется необратимым. Можно выделить следующие главные тенденции этого процесса. Во-первых, повсюду информация расценивается и используется как стратегический ресурс государства, в частности в экономической сфере. Происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который развивается сегодня более быстрыми темпами, чем остальные отрасли. Во-вторых, информация все больше становится предметом массового потребления населения. В итоге, движение к глобальному информационному обществу — общая тенденция. 

Стремительные и неоднозначные изменения социальных, экономических, политических и иных условий общественной жизни, происходящие по мере становления глобального информационного общества, вызвали острую необходимость в выработке согласованных действий сообщества, направленных на определение общих принципов поведения и основных средств их реализации на уровне отдельных структур и глобального социума в целом.

Наряду с очевидными благами информационная революция привносит и совершенно новые проблемы, среди которых обостряющееся цифровое неравенство стран и регионов, проблема правового регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблема обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, возможность психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание c целью навязывания своего видения характеристик противника, его образа, используя современные информационно-коммуникационные технологии. 

Формирование информационной политики МЧС России  сегодня является необходимым условием устойчивого развития службы, ее полноценной интеграции в государственную информационную политику.

К сожалению, несмотря на высокие темпы в информационной сфере в последнее время, Россия не смогла на текущий момент сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Такое положение вызвано как общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения), так и целым рядом факторов, создающих препятствия для полноценного использования преимуществ новых информационных и телекоммуникационных технологий в различных сферах экономики, производства. К числу таких негативных факторов следует отнести в том числе устаревшую правовую базу использования новых технологий; недостаточное внедрение современных компьютерных и информационных технологий в области государственного управления; низкий на сегодняшний день уровень подготовки кадров в области создания и использования новых технологий.

В  условиях глобализации развития и беспрецедентной информационной открытости границ информация становится главным стратегическим фактором в соревновании за использование ее позитивных сторон и минимизацию отрицательных последствий. Поэтому требуется активизация усилий научного сообщества, направленных на исследование методологии формирования информационной политики, контроля, оценки и анализа совокупности располагаемой информации в сочетании с сохранением и дальнейшим развитием антикризисного управления МЧС России.

 

Список литературы:

 

1.                             Аврутина Л.Г. Легитимация политической власти в России: анализ, проблемы, приоритеты: Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2001. 26 с.Березкина О.П. Политический имидж в современной политической культуре: Автореф. дис. … докт. полит. наук. СПб., 1999. 44 с. Антопольский А. Б., Шлыкова О. В. Информационные ресурсы России: Учебное пособие по специальности «Прикладная информатика (в менеджменте)». Вып. 1. Информационные ресурсы инновационного развития. — М.: ИПКИР-МГУКИ, 2006. — 270 с.

2.                                         Антопольский А. Б. Проблемы государственного регулирования информационной деятельности //www.rir.csti.ru/n3/antopolsky.htm/

3.                                         Гиляревский Р. С., Родионов И. И., Залаев Г. З., Цветкова В. А. и др. Информатика как наука об информации: Информационный, документальный, технологический, экономический, социальный и организационный аспекты. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 592 с.

4.                             Лопатина Н. В. Управление информатизацией: теоретико-социологический подход: Монография. — М: Изд-во МГУКИ, 2006. — 236 с.

5.                             Бурдье П. Социология политики: Перевод с французского / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.

6.                             Буренко В.И. Политическая власть как объект социального регулирования: Автореф. дис. …докт. полит. наук. М., 2000. 49 с.

7.                             Вебер М. Избранные произведения. М.: Мысль, 1990. 672 с.

8.                             Гоббс Т. Сочинения. В 2-х т. М., 1991. Т. 2. 344 с.

9.                             Гордеева О.И. Политическое сознание современного российского общества: проблемы формирования и тенденции развития (методологический аспект): Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 1997. 24 с.

10.                        Дегтярев А.А. Основы политической теории. М.: Высшая школа, 1998. 320 с.

11.                        Дзуцев Х.В. Народ и власть// Власть. 2003. № 6. С. 52-64.

12.                        Дибиров А.З. Легитимность власти и политический режим: Автореф. дис. …докт. полит. наук. М., 2002. 42 с.

13.                        Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Ростов-н/Д: Феникс, 1998. 480 с.

14.                        Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Политиздат, 1978. Т. 1. 448 с.

15.                        Политология в персоналиях: Учебное пособие. М.: Народный учитель, 2001. Ч. 1. 338 с.

16.                        Политология: Учебное пособие / Под ред. Б.И.Краснова. М.: Союз, 2005. 745 с.

17.                        Политология: Учебное пособие / Под ред. В.М.Долгова, А.И.Демидова, А.А.Вилкова и др. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 480 с.

18.                        Рансьер Ж. На краю политического / Пер с франц. Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2006. 240 с.

19.                        Фуко М. Воля к истине. М.: Прогресс, 1996. 284 с.

20.                        Шмитт К. Политическая теология / Пер. с немецкого, заключит. статья и составление А.Филиппова. М.: Канон-пресс-Ц, 2000. 336 с.

 



[1] Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Мысль, 1990. С. 648.

[2] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

[3] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451.

[4] Вопросы совершенствования законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности. М.: Издание Государственной Думы, 2007. С. 31.

[5] Кочетков А.А. Информационная политика НАТО: концепция и реализация: Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2003. С. 7.

[6] Алексеев С.С. Государство и право. М., 1994. С. 125.

[7] Богомолов В.О. Проблемы выработки и реализации информационной политики в современной России: Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2006. С. 10.

[8] Словарь философских терминов / Науч. ред. В.Г. Кузнецов. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 647.

[9] Сеидов Ш.Г. Информационные процессы как фактор развития современных международных отношений: политический анализ развивающегося мира: Автореф. дис. … докт. полит. наук. М., 2009. С. 36.

[10] Нисневич Ю.А. Информационная политика России: проблемы и перспективы. М., 1999. С. 28.

[11] Плитко А.Г. Государственная информационная политика Российской Федерации: понятие, принципы и направления реализации: Дис. … канд. полит. наук. М., 2005. С. 67-87.

[12] www.gosuslugi.ru (дата обращения: 09.11.2011).

[14] База данных электронной библиотеки «Интегрум» включает в себя текстовые версии ограниченного числа телевизионных и радиопрограмм, главным образом новостной эфир