Информационный аудит – как важнейший инструмент информационной политики
Развитие информационных систем приносит ведомству очевидную пользу. Однако при некорректном их использовании они становятся источником специфических рисков, реализация которых может не только свести к минимуму эффект от внедрения технологий, но и повлечь значительные убытки.
Настоящее исследование представляет собой анализ основных количественных и качественных характеристик присутствия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС) в российском медиа-пространстве. В частности, в документе рассматриваются следующие параметры:
· Динамика уровня представленности МЧС в информационном поле;
· Соотношение активности различных категорий СМИ в деле освещения деятельности МЧС;
· Издания-лидеры по активности в каждой из категорий СМИ;
· Уровень упоминаемости министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и степень персонификации МЧС;
· Соотношение материалов, затрагивающих деятельность МЧС, по критерию оценочной модальности;
· Наиболее освещаемые СМИ тематические направления, связанные с деятельностью МЧС;
· Ключевые благоприятные и неблагоприятные черты образа МЧС в медиа-пространстве.
Результаты исследования предполагаются к использованию для корректировки текущей информационной политики ведомства, оптимизации ее принципов и, соответственно, повышения эффективности.
Исследование осуществлено методом контент-анализа российского медиа-пространства с привлечением современных технических средств, в частности электронной библиотеки «Интегрум» (www.integrum.ru), в ряде случае – поисковых систем «Яндекс» (www.yandex.ru) и «Google» (www.google.ru), с дальнейшей «ручной» обработкой полученного массива материалов. Анализ телевизионных материалов производился на основе мониторингов, выполненных Управлением информации МЧС России. В ходе исследования учитывались материалы, опубликованные в период в следующих категориях СМИ:
· Центральная пресса
· Центральные информагентства
· Региональная пресса
· Региональные информагентства
· Центральное и региональное радио и телевидение12
· Интернет-СМИ.
В ходе подготовки анализа подробно рассматривалась репрезентативная выборка материалов, в размере порядка 10 процентов общего массива публикаций, полученные результаты экстраполировались на присутствие МЧС в медиа-пространстве в целом. При формировании выборки приоритет отдавался публикациям, содержащим развернутую информацию и/или оценочные суждения в отношении деятельности МЧС.
По результатам контент-анализа медиа-пространства представляется возможным подвести некоторые промежуточные итоги реализации Концепции информационной политики МЧС России, а также оценить, насколько учитываются замечания.