Информация против кризиса

30.10.2014 11:54

Как
влияет информационное поле и информационная политика  на антикризисное управление МЧС России? Вопрос
достаточно простой, но при этом  подразумевает
очень глубокий  ответ.

Что
понимается под «Управлением»? Управление - это целенаправленное, порой -
систематическое, воздействие на коллективы или группы людей и отдельного
человека в процессе их совместной деятельности, как правило, преследующее
определенный результат.

Под
управлением в кризисной ситуации понимается деятельность руководящего состава и
органов управления РСЧС по обеспечению безопасности населения и ликвидации
кризисной ситуации, направленная на непрерывное добывание, сбор и анализ данных
об обстановке, принятие решений на проведение спасательных операций и работ,
доведение задач до подчинённых сил, подготовку сил и непосредственное
руководство ими, организацию и поддержание взаимодействия, всестороннее
обеспечение мероприятий по ликвидации кризисной ситуации. 

В целях эффективного представления
алгоритма действий по управлению в кризисной ситуации  примем некоторые параметры.

Итак, исходным действием, с которого
начинается управление, как правило, - это выработка и принятие решения, и,
соответственно,  это действие
предполагает:

-               
определение цели управления;

-               
оценку обстановки и исходного состояния, в
котором находится объект управления;

-               
прогнозирование развития ситуации;

-               
определение и оценку последовательности
действий, которые в совокупности должны привести к достижению цели управления;

-               
принятие наиболее рациональной (по
предварительным оценкам) последовательности действий в качестве управленческого
решения.

При
реализации данной схемы  используются
методы прогнозирования и планирования. После принятия решения наступает этап
организации его выполнения. Разрабатываются порядок, формы и методы
деятельности. Производится распределение заданий между исполнителями и
создается мотивация их действий. Организуется координация работ, ведется анализ
их выполнения.  Процесс управления
требует специальной организации выполнения работ, т.е. технологии управления -
определенного порядка (последовательности, регламента) управления. Основным
действием, на основании которого организуется процесс управления, для
руководителя любого звена РСЧС или системы ГО является аналитическая
работа. 

Анализируя
опыт работы МЧС России и территориальных подсистем, можно смело утверждать, что
 процесс управления включает:

•          
непрерывный сбор и обработку информации,
прогнозирование развития ситуации, изучение и оценку данных обстановки. При
этом внимание уделяется работе с надзорными органами, аналитическим службам и
др, которые могут дать объективную оценку по прогнозу и предупреждению чрезвычайных
ситуаций, защите населения и территорий.

•          
Кроме того, обязательно уделяется
внимание: разработке планов на мирное и военное время, их корректировка; своевременному
принятию решений и доведению задач до подчиненных; организации     и       поддержании
         непрерывного взаимодействия;
подготовки сил и органов управления к выполнению задач, работе по мотивации
исполнителей; организации и проведении работы и всестороннего обеспечения
действий сил РСЧС и ГО;  а также постоянному
контролю за выполнением планов, приказов, распоряжений и оказание помощи
подчиненным.

Очень
важные параметры, которые должны присутствовать во всех элементах управления -
это устойчивость, непрерывность, оперативность и порой скрытость.

Успешное антикризисное управление всегда должно сопровождается
повышенной эффективностью, которая обусловлена ростом потенциала, способностью
позитивных изменений и рационального использования имеющихся в наличии ресурсов,
при этом изменение потенциала может привести к обратному результату, а именно,
к появлению кризиса.

Каждое антикризисное управление может быть как эффективным,
так и неэффективным. Под эффективностью понимают применение смягчающего эффекта
рационального использования ресурсов, необходимых для осуществления
запланированных мероприятий.

Эффективности антикризисного управления свойственны следующие
факторы, применение которых позволяет более полно и точно проанализировать
ситуацию:

1) профессионализм антикризисного управления и специальная
подготовка. В данном случае особое внимание уделяется профессиональным навыкам,
которые приобретаются в процессе обучения или опыта работы. В момент кризисного
положения необходимы профессиональные знания и умения в ведении дел;

2) искусство управления, данное природой и приобретенное в
процессах специальной подготовки. В любом управлении важно искусство принятия
решений или мер по смягчению ситуации. В кризисной ситуации необходимо
проведение психологического тестирования сотрудников, чтобы выявить, кто
способен быстро реагировать на приближение кризиса;

3) методология разработки рискованных решений:
своевременность, полное представление проблемы, ответственность в управлении;

4) научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций.
Необходимо предвидеть будущие процессы и явления, кризис;

5) корпоративность - определяет эффективность антикризисного
управления;

6) лидерство - определяет черты управляющего, суть выбранной
работы, характеризуется авторитетом власти. Опора на лидера позволяет смягчить
антикризисное явление;

7) оперативность и гибкость управления - играют особую роль
при антикризисном управлении. Очень часто необходимо быстро и оперативно
принять решение, а самое главное - правильно, поскольку от принятого решения
зависит дальнейшая деятельность предприятия;

8) стратегия и качество антикризисной программы. Иногда
необходимо вносить изменения в стратегию по предотвращению кризисной ситуации и
применять новые программы;

9) человеческий фактор - необходимо наличие сплоченной,
единой команды во время кризиса, это могут быть только люди, полностью
доверяющие друг другу;

10) система мониторинга кризисной ситуации - необходима для
своевременного обнаружения кризисного явления.

Специалисты утверждают, что управление кризисом - это
информационно-технологическое действие. Кризисы делятся на два вида: внешней
направленности и внутренней направленности.

1. Кризисы, имеющие внешнюю направленность - такие ситуации,
которые отображаются негативно на внешней среде организации, т. е.
затрагивающие интересы общественности (например, несущие угрозу жизни людей).

2. Кризисы внутренней направленности - это ситуации,
оказывающие большое значение на внутреннюю среду организации. Ситуации,
связанные с пересечением корпоративных интересов, кризисом управленческой
подсистемы, сменой руководства и т. д.

Схема механизма управления в кризисной ситуации:

1) работа с внутренней средой организации. Персонал является
важным ресурсом в кризисной ситуации. Разрешение кризиса возложено на менеджера
организации, а впоследствии - и на весь персонал, которые осуществляют:

а) создание команды, разрабатывающей стратегию выхода из
кризиса и реализующей ее на практике. В состав такой команды входят
руководители и управляющие Процесс решения кризисной ситуации направлен на
подготовку и реализацию плана; разработку физической системы с целью
поддержания ситуации; тренировку рабочего персонала;

б) сотрудничество с рабочим персоналом предприятия. С
персоналом проводят психологические, деловые игры и тренинги на
сообразительность. Рабочие должны расслабляться и избавляться от стресса,
полученного на работе. Проводится урок правильного поведения;

2) работа с внешней средой предприятия, включает:

а) работу с масс-медиа. Большое значение отведено средствам
массовой информации. СМИ, как правило, основной источник информации. Общество
во многом зависит от массовой информации;

б) разработка версии - выбор того или иного направления, ведь
полученный результат во многом зависит от выбранной версии. Применение и
выдвижение собственной версии - хороший шанс проявить себя и разрешить
проблему;

3) проведение работ с целевыми аудиториями. Следует правильно
управлять целевой аудиторией в кризисной ситуации;

4) разработка плана действия в кризисной ситуации, который
является учебным пособием;

5) определение вектора направления кризиса;

6) создание кризисной команды;

7) проведение анализа ресурсов компании (ресурса времени,
финансового или коммуникационного ресурса);

8) разработка коммуникационных стратегий для всего персонала
предприятия, внешней среды предприятия;

9) проведение текущего анализа ситуации;

10) корректировка деятельности кризисной команды.

Все эти параметры строятся исключительно на правильном знании
информационного поля  и выбранном
направлении развития информационной политики.

Ведь каждый из нас знает, что любое действие строится на
определенном знании  и  правильно сформированной информации.

Информация,
используемая в интересах антикризисного управления, должна отличаться:

-           
максимальной оперативностью,
достоверностью и полнотой;

-           
высокой точностью;

-           
широтой обзора явлений, о которых
информация представляется;

-           
возможностью    отображения       информации       на

крупномасштабных
картах;

-           
совместимостью со специальными базами
данных для принятия решения, а также геоинформационными системами (ГИС).

-           
 

Часто организация вырабатывает свою, определенную,  схему для выхода из кризисной ситуации.




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




Рис.1 Структура оповещения и информирования
населения субьекта РФ в случае ЧС.

Любая организация, в том числе и МЧС России, пройдя проверку
на прочность, подтверждает свой статус и сплоченность.

На управленческие решения при антикризисном управлении
оказывают влияние многие факторы:

1) категория проблем: стандартные, решение которых основано
на четких правилах и стандартах, не подлежащих изменению; типовые - им присуще
решение на основании множества ранее определенных правил; эвристические -
присущ творческий подход для решения возникшего вопроса;

2) условия разработки решений: относительно стабильные,
благоприятные; экстремальные; кризисные;

3) достаточность исходной информации: недостаточный объем;
достаточный объем; избыточный объем;

4) достоверность исходной информации: явно недостоверная;
псевдодостоверная; полностью достоверная;

5) масштаб проблемы: глобальная; локальная; микролокальная;

6) техническое оснащение: отсутствует; имеется в достатке.

Система антикризисного управления в настоящее время выглядит
следующим образом:



Рис.2 Система антикризисного упправления

При этом мы четко видим, что во всей схеме четко прослеживается информационная база, и информационное
сопровождение всех процессов  выполнения
алгоритма системы антикризисного управления.

Основываясь на вышеизложенном, можно утверждать, что принятие
и разработка управленческих решений в условиях антикризисного управления
состоят из нескольких этапов.

Этап 1. Принятие мер для предотвращения кризисной ситуации
или разработка определенных мер для выведения предприятия из кризиса.

Этап 2. Проведение документального анализа фирмы и всех ее
подразделений, наиболее полный сбор и анализ информации о деятельности
организации.

Этап 3. Выявление критических точек на территории
организации, морфологический анализ внешнего и внутреннего состояния и
выявление возможных угроз.

Этап 4. Разработка путей для решения кризисной ситуации и
принятие мер и правил по выводу организации из кризиса.

Этап 5. Контроль за соблюдением норм и правил при выведении
организации из кризисного положения без постороннего вмешательства,
осуществление поддержки со стороны государственного органа или региона,
создание благоприятной среды для осуществления запланированной политики.

Этап 6. Если выведение организации из кризисного положения
нереально и принятые меры не оказывают должного влияния, необходимо произвести
модель деструктуризации и прекратить деятельность, тем самым объявить себя банкротом.

Этап 7. Построение эффективной модели, которая позволит
спрогнозировать дальнейшую деятельность фирмы и определить правильный и верный
путь для решения сложившейся проблемы.

Этап 8. Рассмотрение и выявление трудовых ресурсов,
необходимых для реорганизации и решения поставленных целей.

Этап 9. Разработка мер для воплощения целей по выводу
организации из кризисного положения.

Этап 10. Анализ возможности достижения установленных целей.

Этап 11. Разработка управленческих решений для предотвращения
кризисного положения в организации на основании разработанных программ и
намеченных целей.

Одной из важных функций управления является контроль. Формы и
параметры контроля могут быть различными. Данные различия обусловлены
назначением, способом контроля, его интенсивностью, глубиной, сферой,
организационной формой и др.

В организациях существуют системы контроля. Система контроля
- это совокупность актов, взаимосвязанных между собой с целью управления,
установления отклонений от принятых норм и нормативных величин. В процессах
развития производства и изменения экономических условий возникает потребность
изменения систем контроля. Наиболее остро данная потребность ощущается в
антикризисном управлении. В данном случае контроль должен ориентироваться на
своевременное установление и выявление слабых сторон в кризисной ситуации.

Усиливается роль времени при осуществлении контроля. Важная
роль отдана контролю при проведении анализа тенденций развития.

Система постоянно отслеживает степень развитости организации
по методике выявления слабых сторон кризиса и анализирует их последствия.

В зависимости от условий, состава проблем, целей и
действующих ценностей управление меняет приоритеты и в конечном итоге
формируется в виде управления определенного типа. Аналогичные процессы
происходят и с функцией контроля. Потребность в своевременном распознавании
проблемы и принятии решений повышает роль функции контроля. На определенном
этапе этого процесса возникает необходимость организационных преобразований в
использовании этой функции. Функция контроля при возрастании ее приоритета
превращается в тип управления - контроллинг.

Контроллинг - это целый комплекс характеристик управления,
отражающих его типологическую особенность и принадлежность. Контроллинг не
противостоит другим типам управления. Он сочетается с ним, образуя реальный
менеджмент. Контроллинг связан с изменением самой технологии разработки
управленческих решений и для МЧС России является совершенно новым понятием и
термином.

Таким образом, контроллинг - это концепция в практическом
управлении, направленная на поиск возможных кризисных ситуаций, своевременную
ликвидацию узких мест и отклонений, обеспечение тенденций устойчивого
стратегического развития в соответствии с целью, планом и миссией. Контроллинг
способствует формированию ресурсосберегающих технологий. В антикризисном
управлении контроллинг может иметь большое значение при предупреждении кризиса
или обеспечении готовности к его наступлению. Он позволяет улавливать слабые
сигналы возможного кризиса - в этом его преимущества относительно других типов
управления.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно смело
утверждать, что эффективное антикризисное управление не возможно без
качественного и  системного анализа
информационного поля, выработки необходимых решений, направленных на
формирование эффективных информационных трендов и обеспечение информационной
поддержки деятельности подразделений МЧС России. .

Е.В.
Смирных, начальник отдела информационного обеспечения населения и технологий
информационной поддержки РСЧС и пожарной безопасности учебно-научного комплекса
автоматизированных систем и информационных технологий АГПС МЧС России,
полковник внутренней службы

 Сентябрь 2014