Социальные изменения, которые значительно преобразили брак и семью. Е.В. Смирных

19.06.2015 22:22

На современном этапе развития российского государства отчетливо прослеживаются крупные социальные изменения, которые значительно преобразили брак и семью. Изучение такого института, как брак и семьи, невозможно без глубокого изучения всех аспектов социальной работы. Эти понятия неразрывно связаны между собой. В условиях развития современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения. Для успешного решения данной проблемы необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. В любом, даже самом развитом обществе, могут возникать в семье различные проблемы и ни один из членов семьи не застрахован от ошибок, трагедий и заблуждений. В данном случае социальные работники могут выступать как посредники между личностью и обществом, так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений субъекта.

Анализируя различную литературу и практический опыт, следует отметить, что социальная работа в семье организуется по определенным группам, на нескольких уровнях и принимает разные формы. При этом можно проблематику разделить на несколько групп: работа с трудными детьми, работа с многодетными семьями, работа с малообеспеченными семьями, работа с неблагополучными семьями, работа с неполными семьями и т.д[1]

Актуальность темы изучения технологий социальной работы с семьей состоит в том, что любая семья в современных условиях не всегда находит выход из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. И этой проблеме со стороны государства в России уделяется много внимания.

Социально-экономические и общественно-политические явления в нашей стране стали причиной серьезных социальных потерь, затронувших большинство семей. В наиболее сложном экономическом положении начале текущего века оказались многодетные семьи, сейчас эта ситуация меняется, но незначительно. Многодетность на большинстве территорий Российской Федерации фиксируется при наличии трех и более детей (в ряде субъектов Федерации – пяти и более). Многодетные семьи, когда-то составляющие большинство на территории России (в первой половине 20 века в Европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем 7-9 рождений), в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (около 5%) от общего количества семей[2].

Руководство Российской Федерации изменили формы социальной поддержки многодетных семей, ведь иначе они обречены на социальную деградацию в условиях углубления социально-экономических трудностей. Хронический дефицит бюджетов соответствующих уровней препятствует выделению достаточных средств для выплаты пособий.

Только в последнее десятилетие в России достаточно успешно реализуется государственная программа по стабилизации рождаемости в стране. Это необходимо для поддержания уровня рождаемости (в идеале – его прироста), постепенного формирования общественного стереотипа семьи с более чем одним ребенком, а соответственно, для поддержания рациональной возрастной структуры общества, обеспечения вступления в жизнь достаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых поколений, имеющих возможность не только адаптироваться к происходящим изменениям, но и осуществлять социально-экономические преобразования, соответствующие потребностям нашей страны. Объектом исследования семьей, как основной элемент общества.

Предметом исследования: технологии социальной работы с семьей.

Цель исследования состоит в социально-педагогической работе с семьей, которая базируется на глубоком знании специфики определенной категории семьи.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ современного состояния проблем семьи.

2. Выявить особенности и условия организации социально-педагогической работы с различными категориями семей.

3. Изучить особенности организации социальной работы с семьями различных групп.

4. Разработать педагогические рекомендации по организации социальной работы с семьями, которым требуется социальная помощь.

Методы исследования:

- теоретические методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, системный анализ;

- эмпирические методы: изучение и обобщение опыта социально-педагогической работы с семьями;

- педагогический эксперимент, анкетирование, интервью.

Научно-практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанный комплекс рабочих документов и условий социальной работы с семьей способствует осуществлению оперативного анализа состояния дел относительно конкретной семьи или совокупности семей с целью современного оказания им необходимой социальной помощи и поддержки. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе социальными педагогами и социальными работниками.



[1] Тетерский С. Введение в социальную работу М.: Академический проспект, 2005.-112 с

[2] Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие. – М., 2007.